Способы развития памяти

Прежде чем приступить к делу, неплохо бы узнать, а какие вообще существуют способы развития памяти. (Что-то мне подсказывает, что этих способов будет много).

Ну вот хотя бы: Школа Эйдетики в книжке "Методы развития памяти" обещает 27 способов. Смотрим... Способов, к сожалению, здесь всего 1. А именно - мнемотехника. Авторы выделяют собственно мнемотехнику (она опирается на вербальные, словесные механизмы) и эйдетику (опирается на манипуляции с образами). Кстати, другие системы развития памяти не поддерживают такого разделения. Итак, первый способ развития памяти - мнемотехника, то есть использование и отработка специальных приемов для запоминания, которые основаны на знании механизмов памяти.

Идем дальше.

Разнообразные пособия для школьников и студентов, а также некоторые учебники психологии для развития памяти рекомендуют следующее:

- тренировать внимание, как процесс, способствующий запоминанию

- сочетать различные виды памяти (двигательную, слуховую, визуальную, речевую...). То есть чтобы лучше что-то запомнить, идеальным будет это записать, прочитать, проговорить, прослушать.

- разбивать материал (например, параграф из учебника) на части и зубрить, простите, запоминать, маленькими кусочками.

- систематизировать материал, находить множество логических связей между его частями

Давайте вдумаемся, можно ли назвать это способом развития памяти? По-моему, нет. Это - условия, соблюдение которых позволит запоминать лучше. Но если делать все строго по этим инструкциям память как таковая не разовьется. Ее природные характеристики (объем, прочность запоминания, скорость) - останутся на том же уровне. Аналогия: оптический прицел позволит вам выстрелить точнее, но не научит стрельбе без него. Поэтому все вышеперечисленное - отнюдь не способы развития памяти. Таким образом, вместо второго способа развития памяти у нас пустота))).

Некоторые тренинги обещат развить фотографическую память: дескать гляните на страницу учебника - весь текст, схемы, рисунки улягутся в голове и будут там всю жизнь. Конкретной информации по этому способу развития памяти маловато, методики тренировки сводятся к запоминанию изображений, поиску отличий на картинках. Довольно сомнительно, на мой взгляд. Кроме того, далеко не вся информация, с которой мы сталкиваемся - визуальная. На слух ведь тоже часто приходится воспринимать, верно?

Но, все же, с натяжкой: Третий способ развития памяти: фотопамять.

Подытожим.

Единственным более-менее признанным и обоснованным способом развития (именно развития!) памяти является мнемотехника. Поэтому заниматься я буду именно мнемотехникой. Чего и вам желаю;))

2 коммент.:

vikeng комментирует...

Согласен по всем трем пунктам.
Второй пункт - верно, но в обратном порядке: т.е. если удалось запомнить материал, то эти рекомендации использовались, если же использовать рекомендации - не обязательно будет достигнут результат.
Фотопамять - это похоже миф мнемотехники. Что-то вроде вечного двигателя, библиотеки Ивана Грозного или Атлантиды.

Larri комментирует...

Точно. Нигде нет ни научного обоснования фотопамяти, ни внятных методик ее развития - только "заплати пять тыщ и приходи на супертренинг"

Отправить комментарий